Навигация по сайтуНавигация по сайту

Еще никогда наше IQ не было таким высоким, но это не сделало нас умнее

Мы склонны полагать, что наш интеллект зависит от генов и воспитания, но как объясняет выдающийся психолог Джеймс Флинн (James Flynn) для BBC Future, множество факторов могут повысить или же понизить наше IQ, вплоть до того, кого мы выбираем в качестве супруга/и.

Джеймс Флинн обеспокоен тем, что мир забывает о прошедших тысячелетиях. Как профессор старейшего университета Новой Зеландии - Университета Отаго - он регулярно встречает умных студентов с огромным потенциалом, но затем понимает, что многие из них не заинтересованы узнать о запутанных событиях прошлого, происходившего в мире вокруг них.

«Они обладают всеми удивительными современными навыками, однако все же покидают университет, почти не отличаясь от средневековых крестьян, зацикленных на своем маленьком мире, - сообщает Джеймс Флинн во время интервью. - Хотя они все же находятся в гораздо большем мире - мире настоящего - но это мир без истории». Как считает психолог, в результате у нас складывается чрезмерно плоский взгляд по отношению к происходящим на данный момент событиям, и мы становимся открытыми к манипуляциям со стороны политиков и средств массовой информации.

Во время интервью Джеймс Флинн находится в доме своего сына Виктора, который преподает математику в Оксфордском университете, на диване лежит последняя прочитанная психологом книга («Беглянка» Элис Манро) - результат его недавнего порыва попробовать что-то новое - литературную критику - все лишь для того, чтобы воодушевить молодое поколение оторваться от экрана телефона. «В этом году я выпустил уже вторую книгу, которая прямо говорит молодежи: «Ради всего святого, вы же образованы, почему вы не читаете?», - говорит Джеймс Флинн, ведь в детстве он считал, что чтение книг - это самое важное дело.

Целью интервью является обсуждение его новой книги «Делает ли Вас Ваша семья умнее?». Во время интервью Джеймс Флинн рассказывает о том, как человеческое мышление изменялось на протяжении времени, о необъяснимом повышении IQ - так называемом «эффекте Флинна», за открытие которого ученый и получил известность, а также о различных факторах, оказывающих влияние на наш интеллект на протяжении всей жизни.

Сейчас Флинну 82 и он является заметной фигурой в области изучения интеллекта, но, как он сообщает, это должно было быть лишь кратким отвлечением: «Я нахожусь в области философии морали и лишь время от времени проявляю поверхностный интерес к психологии, - скромничает профессор. - И этот поверхностный интерес занял более 30 лет моей жизни».  В рамках своих философских исследований в области природы объективизма Флинн не раз сталкивался со спорными заявлениями, что якобы некоторые расы имеют более низкий уровень интеллекта. Изучив различные данные, он заметил, что средние показатели всех людей, вне зависимости от их расы, возрастали примерно на 3 пункта каждое десятилетие. Однако лишь небольшое количество людей обратили внимание на этот факт.

«Почему психологи не кричат об этом на каждом углу? Что происходит?» - Джеймс Флинн

«Тогда я подумал, почему психологи не кричат об этом на каждом углу? Что происходит?» Это были немаленькие, к тому же стабильно возрастающие улучшения - между 1934 и 1964 голландцы набрали 20 пунктов - однако этот факт был проигнорирован теми людьми, кто и проводил данные тесты. «Это было прямо перед их носом, а они даже не заметили».

В течение долгого времени психологи знали, что наши гены играют значительную роль в уровне интеллекта и что это влияние с возрастом лишь увеличивается. Когда ребенок еще посещает детский сад, генетика мало чего дает: действительно важно то, разговаривают ли родители с детьми, читают ли им книги и выполняют ли с ними простые задания, такие как счет. Это подтверждается различными исследованиями, в которых были задействованы близнецы. Результаты указывают на то, что гены отвечают примерно за 20% вариаций в IQ в этом возрасте.

Как только ребенок растет и начинает думать сам за себя, влияние родителей стирается. В любом случае большую часть времени ребенок проводит в школе, и если у него есть потенциал, мозг будет развиваться от дополнительных стимулов. Гены также могут способствовать тому, что человек найдет новые способы стимулировать свой мозг: свое свободное время он может проводить за более интеллектуальными занятиями (например, вступление в клуб книголюбов), или ученика могут определить в класс с уклоном на математику, что, в свою очередь, повысит его уровень. Таким образом, человек начнет создавать собственную интеллектуальную нишу, отражающую его потенциал. Тем не менее это не значит, что происхождение не играет совершенно никакой роли - все еще остается важным то, какую школу ребенок посещает и покупают ли ему родители много книг. Могут оказать влияние и случайные факторы, например, потеря работы или личная трагедия, тогда IQ может заметно понизиться. В совокупности, в зрелом возрасте гены определяют до 80% отличий в IQ одного человека и другого.

Однако эффект Флинна был слишком резко выраженный и слишком быстрый, чтобы его можно было объяснить изменением генома, а естественный отбор действует чрезвычайно медленно, на это бы потребовались тысячи лет. Тогда что же могло быть причиной? Остальные психологи были просто ошеломлены. «Они были настолько верны идее, что интеллект изменяется очень медленно, что просто не могли понять, что же было перед ними».

На самом деле ответ не привел бы в замешательство, если бы сначала его сравнили с другой характеристикой, также постепенно возросшей за последние десятилетия - рост тела. В пределах одного поколения  можно увидеть, что у высоких родителей появляются еще более высокие дети, а у низких родителей - более низкие дети, что наглядно демонстрирует  влияние наследственности. Но если Вы рассмотрите разные поколения, то увидите, что мы все чуточку выше, чем наши бабушки и дедушки, и это не является результатом изменения генов. Дело в том, что качество современной жизни с улучшенными медикаментами и питанием позволило нашим телам стать больше.

С точки зрения науки

Джеймс Флинн и его коллега Уильям Диккенс (William Dickens) выдвинули гипотезу, что то же самое случилось и с нашим мышлением благодаря повышению когнитивных требований в современном обществе. IQ измеряет различные характеристики, такие как словарный запас, пространственное мышление и способность думать абстрактно и распознавать закономерности, которые в совокупности признаны отразить общий уровень интеллектуального развития. И несмотря на то, что в школе всем этим навыкам в явной форме не обучают, наше образование тем не менее способствует развитию более абстрактного видения мира, что более чем достаточно для выполнения заданий IQ-теста.

Просто вспомните начальную школу, на уроках которой учителя предлагали рассмотреть ветви древа жизни, различные элементы и силы природы; затем мы сами постепенно начинали распределять те или иные предметы и явления по группам в соответствии с правилами логики, что фигурирует в большинстве заданий IQ-теста. Чем чаще детям предлагают посмотреть на мир с точки зрения науки и классификации, тем выше будет уровень их интеллекта. Джеймс Флинн утверждает: «На протяжении всего времени общество устанавливает разные требования, и люди должны им соответствовать».

Но дело тут не только в образовании, некоторые исследователи доказывают, что сам мир вокруг заставляет нас думать определенным образом благодаря возрастающей зависимости от технологий. В то время как наши бабушки и дедушки корпели над печатными машинками, наши родители сталкивались с трудностями настройки видеомагнитофона, современные дети же учатся использовать сенсорный экран с раннего возраста. Даже чтение схемы метро раньше могло быть для некоторых трудной задачей, потому что они привыкли видеть мир таким, какой он есть, как настаивает Джеймс Флинн. Прогресс заставил нас мыслить сквозь призму иерархий и символов, учиться следовать правилам и проводить аналогии, и это настолько широко распространено, что мы забыли, какие когнитивные затраты на это требуются.

Мы скорее точно настраиваем наши ментальные структуры, нежели совершенствуем их

В результате мы все стали мыслить более абстрактно, отчего и произошло повышение на 30 пунктов за последнее столетие. И это повышение уровня IQ совсем не значит, что мы качественно увеличили свои интеллектуальные способности: «Мы скорее точно настраиваем наши ментальные структуры на лад современного мира, нежели полностью совершенствуем их». Но Джейс Флинн старается доказать, что эти улучшения «существенны, с точки зрения социума», и отражают реальные изменения в мышлении. Эффект Флинна, кажется, может предсказать и, например, экономические успехи страны. «Если бы приращение было пустым, они бы не смогли сделать это», - утверждает профессор.

Джеймс Флинн производит сравнение с физическими упражнениями: наше тело изменяется в соответствии с выбранным нами видом спорта. «Мозг - это мышца, и изменения в умственных упражнениях оказывают на него влияние так же, как если бы Вы оставили плавание и перешли в тяжелую атлетику».

Важно отметить, что IQ легко изменяется в течение всей жизни. Это значит, что даже пожилые люди способны продолжать добиваться успехов благодаря лучшему уровню здоровья (непосредственно связанному с интеллектом), увеличивающемуся трудовому стажу и работе в интеллектоемких отраслях деятельности, позволяющих нашему мозгу дольше оставаться активным и предотвращать спад. «Произошло настолько сильное изменение, что сейчас человек 70-ти лет в разы превосходит человека того же возраста 15 лет назад», - констатирует Джеймс Флинн. В сумме, подъем происходит примерно в 11 пунктов  за десятилетие, как утверждает профессор.  Примером может послужить история семьи самого Флинна: «После 12 лет мой отец перестал использовать лестницу и ушел на пенсию в 70. Я же больше упражняюсь и до сих пор не вышел в отставку». Результат - более здоровый мозг и более активный разум.

Рассмотрим часть IQ-теста, рассчитанную на выявление уровня словарного запаса. Родители, обладающие лучшим образованием и использующие в своей повседневной речи эрудированную лексику, помогут ребенку расширить свой словарный запас, даже если у него меньший генетический потенциал; наоборот, людям с высоким генетическим потенциалом может помешать их окружение (вспомните Лизу Симпсон).

Но различия настолько малы, что большая часть исследователей их просто игнорирует, в то время как анализ Джеймса Флинна показывает, что даже несколько пунктов IQ-теста могут определить жизненный путь человека.

Однако Флинн считает, что неважно, какое происхождение у человека - его интеллектуальное развитие находится полностью в его руках. Не стоит забывать, что исследования показывают, что обстоятельства, с которыми мы сталкиваемся сегодня, оказывают влияние на наше IQ в данный момент, нежели наше прошлое. Как утверждает профессор, это особенно наглядно на примере его более взрослых студентов. «Многие приходят из окружения, которое, кажется, дает им мало стимулов для развития, однако по сравнению с обычными студентами они совершенствуются намного сильнее».

«Больше всего меня беспокоит то, что молодые люди, как Вы, читают историю и серьезные романы меньше, нежели раньше», -  Джеймс Флинн.

Каким же образом можно усовершенствовать свои интеллектуальные способности? «Можете выбрать супругов, не потому что они выглядят, как звезда, а исходя из того, что общение с ними Вы находите интересным в интеллектуальном плане, - советует Джеймс Флинн. - Они познакомят Вас с увлекательным миром новых идей и людей, которые сделают Вашу жизнь более увлекательной».

Что приводит нас к размышлениям по поводу современной молодежи. У Флинна вызывает опасения то, что, несмотря на увеличение уровня IQ, мы обращаем недостаточно внимания на вещи, которые действительно важны. «Не хочу показаться мрачным и угрюмым, но сейчас больше всего меня беспокоит то, что молодые люди, как Вы, читают историю и серьезные романы меньше, нежели раньше», - сообщает профессор, убеждая, что нам следует иметь представление о событиях прошлого, прежде чем формировать мнение по поводу политических событий настоящего.

По его мнению, Джордж Оруэлл мастерски изобразил антиутопию, в которой государство переписывает историю, чтобы контролировать население и манипулировать им. «Все, что Вам необходимо, это не знающие историю люди, живущие в пузыре настоящего; тогда всего лишь посредством придания формы этому пузырю государство и СМИ могут делать все, что им пожелается», - добавляет Флинн.

Другими словами, уровень нашего IQ хоть и вырос, но это не сделало нас мудрее. «Чтение серьезных книг и истории - это единственный способ, с помощью которого можно извлечь выгоду из повышения IQ в XX веке и сделать его [повышение] политически значимым». Можете согласиться или нет, но по этому поводу обеспокоен не только Джеймс Флинн. Как показывает Уильям Паундстоун (William Poundstone) в своей последней вышедшей книге “Head In The Clouds”, наша безграмотность влияет на то, каким образом мы принимаем решения во многих сферах жизни.

Вне зависимости от того, убедит ли молодых людей Джеймс Флинн взяться за книги, нет сомнений, что он навсегда изменил наше представление о разуме. «На данный момент я думаю, что оставлю данную сферу, чтобы вы смогли продолжить когнитивные исследования», - сообщает ученый, имея ввиду то, что мы наконец можем установить и объяснить то, как изменяется наше мышление и как оно отвечает требованиям окружающей среды в соответствии со временем.

Сейчас ему 82, и он надеется, что уже другие ученые продолжат исследования в данной области, а в оставшуюся часть карьеры он планирует писать о политике и философии. В конце концов, вопрос IQ предполагался быть лишь временным отвлечением. «Я случайно попал в эту область и сейчас наконец-то могу спокойно из нее выбраться».

Опубликовано: 03.10.2016 в 17:32

Похожие статьи

Вперед Назад

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: